Рекомендации музыкального руководителя

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

Музыкальный руководитель - Зырянов Евгений Анатольевич

«Музыка начинается в семье»

Дорогие мамы и папы!

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Постарайтесь:

  • Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
  • Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;
  • Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
  • Если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;
  • Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе;
  • Посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

От природы музыкален каждый.

Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!

Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого требуется время и терпение.

Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становиться.

Программы и методики, используемые в профессиональной деятельности

Программа «Ладушки», И. Каплуновой, И. Новооскольцевой 

ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. 

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой

ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. 

Программа "Танцевальная мозаика, автор С.Л. Слуцкая.
В основе программы — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 5 до 7 лет. Система работы предпо­лагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента. 
Цель программы— развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. 
 

Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», Е.Котовой.

Программа решает вопросы личностного развития, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими. Акцент сделан на самовыражение ребенка, способствующее эмоциональному развитию, формированию самосознания и творчества. Использование программы в образовательном процессе помогает  разрешить эмоционально-личностные проблемы детей, такие как повышенная тревожность, заниженная самооценка, а также трудности в общении и самовыражении.

 

 "Логоритмические занятия в детском саду", М.Ю.Картушиной 

В пособии предлагаются методические разработки для решения коррекционных задач по устранению нарушения звукопроизношения. Ритмика органично сочетается с расширением словаря детей, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности.

Программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник», Т.Девятовой

 Цель программы «Звук-волшебник» - развивать интерес к эстетической стороне действительности потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность, в воплощении художественного  замысла.

Памятка для родителей:
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ДЕТСКОМ УТРЕННИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам
Мы в музыкальном зале рады видеть всех
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь
Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!».

Ещё хотим, друзья вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть,
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

 

Послушайте с детьми песенки для утренника:

 /osennjaja_pesenka-osen-milaja-shurshi.mp3

/osennjaja_pesenka-osen_postuchalas_k_nam.mp3

 

Есть внутренняя музыка души...
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
image

 

Стихи о музыке детям

 

Положительное отношение к музыке у малышей и подростков зависит от первого знакомства с музыкальным миром. Стихи о музыке для детей, которые мамы читают им, помогают показать ребенку, что это светлое явление в жизни каждого человека. Каждому малышу нужно прививать любовь к пению и поэзии, объяснять ему, что существует всего 7 нот, но из такого маленького их числа можно создавать огромное количество мелодий. Для самых маленьких подойдут для ознакомления с нотками стишки, где их сравнивают с разными цветами радуги: 

«Соль» словно солнца яркий луч, 
Который светит из-за туч. 
В наряде желто-золотом 
Приносит нотка радость в дом. 

Знакомить ребенка с музыкальными инструментами тоже помогут стихи о музыке для детей. Благодаря рифмованным веселым строчкам можно рассказать, каким неповторимым звучанием обладает каждый из них, какая история происхождения у балалайки, гуслей, скрипки и так далее. Вот такое сравнение музыкальных инструментов с деревьями, из древесины которых их делают, обязательно понравятся малышам: 

Берёзовая роща – это арфа: 
На ней играет набежавший ветер 
Простую, незатейливую песню… 
К дороге подошедший перелесок, 
Как парень, растянул свою гармонь – 
Широкую мелодию Руси! 

Главная задача родителей – дать детям возможность прикоснуться к прекрасному миру музыки и почувствовать ее волшебное влияние. Маленькие дети, видя тот или иной инструмент, всегда хотят к нему прикоснуться, потрогать его, подергать струны, извлечь звуки, и это доказывает, что мир музыки им очень интересен. Стихов о музыке для детей, как и загадок, сказок и частушек, сегодня существует большое множество. 

Много звуков чудесных в природе – 
Соловей в тихой роще поет… 
Но волшебные звуки мелодий, 
Композитор для нас создает. 

Уже в 3 или 4 года ребенок будет понимать, что музыку создают обычно два человека – автор стихов и композитор. Чтобы дать ему необходимые знания о классических музыкантах, тоже можно использовать стихи о музыке для детей. Ведь у каждого композитора, как у настоящего художника, в мелодии присутствуют свои краски. О Шопене, Бетховене, Моцарте и многих других писали великие русские поэты. Вспомним потрясающее произведение Николая Заболоцкого о Людвиге ван Бетховене: 

В тот самый день, когда твои созвучья 
Преодолели сложный мир труда, 
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча, 
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда. 

или же такое стихотворение об австрийском композиторе Вольфгане Амадее Моцарте: 

Музыка Моцарта – праздник для хора, 
Прошлых столетий бесценный привет, 
Сколько в ней солнца, огня и простора, 
Сколько надежды на новый рассвет. 

Знакомясь при помощи стихотворений с великими мастерами музыки, узнавая об искусстве их игры, ребята будут получать полезные знания, которые надолго отложатся в их памяти. Стихи о музыке для детей позволяют познакомить их с историей струнных, ударных, деревянных, медных и смычковых инструментов. Они узнают о том, что такое хор, симфонический оркестр, вальс и многое другое, что наполнено миром музыки.
Пожелания в день музыки 

Что с музыкой сравнится по звучанию? 
Шум леса? Пенье соловья? 
Грозы раскаты? Ручейка журчанье? 
Сравнения найти не в силах я. 

Но всякий раз, когда в душе смятение, - 
Любовь иль грусть, веселье иль печаль. 
В любом природой данном настроении 
Вдруг начинает музыка звучать 

В душе; звучит на струнах подсознанья, 
Гремит в литавры и в цимбалы бьет, - 
Передавая радость иль страданье – 
Сама душа, казалось бы, поет! 

Всем праздники нужны нам, вне сомнения! 
И вот день – Музыки, и в праздник пожелать 
Хочу вам, музыканты, Вдохновения! 
И снова, снова, снова — Музыку играть!
 
 
 
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
 
У старика спросил поэт: 
– Что музыка такое, дед? 
– Воспоминание она. 
В ней юность давняя слышна. 
Был задан девочке вопрос, 
Она ответила всерьез: 
– Похожа музыка на луч, 
Окно пробивший из-за туч. 
А юноша ответил так: 
– Без музыки нельзя никак. 
Душа без музыки грустит, 
В простор волшебный не летит. 
А девушка, пожав плечом, 
Сказала: «Музыка – наш дом, 
В ней – все родное, все свое. 
Во всем дыхание ее». 
– Вы правы все, – сказал поэт, 
Прекрасен каждый ваш ответ. 
Одно хочу я повторить – 
Нас учит музыка любить.
 
Что такое ноты? 
Это семь птенцов. 
Что такое ноты? 
Это трель скворцов, 
Это до рассвета соловьи в садах… 
Ничего нет в мире 
Музыки чудесней, 
Потому что музыка у нас в сердцах! 
Что такое звуки? 
За окном метель… 
Что такое звуки? 
По весне капель, 
Это струны ливня, это первый гром! 
Ничего нет в мире 
Музыки чудесней, 
Потому что музыка живёт во всём. 

Что такое песня? 
Это верный друг. 
Песня – это радость, 
Звонкий смех вокруг, 
Тысяча мелодий, голосов прибой… 
Ничего нет в мире 
Музыки чудесней, 
Потому что музыка – всегда с тобой!
 
ПРО НОТЫ 
Есть у каждой ноты дом, 
Где живешь ты нота «до»? 
Здесь, на маленькой скамейке 
На добавочной линейке. 
Ноша «ре», где ты живешь? 
Где ты песенки поешь? 
Отгадать сумей – ка- 
Под первою линейкой. 
Нота «ми» залезла выше, 
На линейку села, тише. 
Нота «ми» сейчас споет: 
«летит к морю самолет» 
Между первой и второй 
«фа» глядит в окошко. 
Между первой и второй 
Тесно ей немножко. 
На второй линейке «соль» 
С нотой «фа» встречается. 
Если скажешь «фа» и «соль» 
Слово получается. 
-а вы меня заметили?- 
Спросила нота «ля» 
-между второй и третьей 
Сижу удобно я. 
А на линейке третьей «си» 
На самой серединке. 
Споет, когда не попроси, 
Так звонко, без запинки.
 
 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН 
А магазин–то не простой- уникальный, 
Называется магазин –музыкальный. 
На витрине магазина 
Инструментов всех не счесть: 
Балалайка, треугольник, 
Даже ксилофон здесь есть. 
Скрипки, бубны, маракасы, 
Ложки очень хороши. 
И веселая трещотка – 
Выбирайте для души. 
ОРКЕСТР 
А на сцене будто праздник: 
Серебро и медь, 
Сколько труб и скрипок разных– 
Трудно рассмотреть. 
Кто-то вдруг из полумрака 
Вышел медленно на свет. 
Дирижер, он в черном фраке, 
Он как ласточка одет. 
Все блестит в сиянье света, 
Не найти свободных мест 
Мы, ребята, знаем это… 
Симфонический оркестр!

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Как научить ребенка слушать музыку

Музыкотерапия

Пойте вместе с нами