Рекомендации логопеда

 

 

 Учитель-логопед - Оксана Викторовна Курбанова

 

Личный сайт педагога

http://www.maam.ru/users/
824372

Эссе – «Я – учитель-логопед»

Курбанова Оксана Викторовна

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества". Н. Рерих

Какова роль учителя в современном мире? Я часто задумываюсь над этим вопросом. Мы живем в стремительно развивающемся мире, который диктует свои правила поведения. Найти себя в нем - наисложнейшая задача. Современному молодому человеку предоставляется огромное количество возможностей применения собственных сил и умений. Помочь ему определиться, сделать верный выбор, найти дело всей жизни, наверное, это и есть миссия учителя. Помочь найти истину, а не преподносить ее «на блюдечке с голубой каемочкой». «Учить не мыслям, а мыслить», - говорил Иммануил Кант. Я считаю, что это очень верно. Учитель должен учить детей творчески мыслить, а не заставлять запоминать факты, которые легко найти и скопировать из различных источников.

Наверное, как и большинство маленьких девочек, в детстве я любила лечить и учить. Часто я играла с подружками, где я была учителем, а они учениками. Хотелось быстрее стать взрослой, работать в школе. В детстве я слышала фразу: «Мало выучиться на учителя, нужно любить детей! Без любви не будет хороших результатов. На работу, нужно идти с желанием, как будто идешь на праздник…» Когда-то для меня эти фразы были далеки, и я не понимала их. Как можно всю себя посвятить детям? А как же семья, дом? Как успеть все? Теперь, когда прошло много лет, у меня семья, дети, работа, я поняла весь смысл сказанного. Вспоминая своё детство, осознаю, что моя мечта осуществилась. Я учитель-логопед. Только разница в том, что вместо кукол, подруг я играю с детьми, которые каждый день ждут от меня чего-то нового, интересного и познавательного.

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма и все эти качества умноженные на два.

Однажды я прочитала у Федора Достоевского такие слова: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Эти слова запали мне в душу, и я подумала, ведь действительно очень легко любить детей которые сами тянутся к знаниям, легко их усваивают и дают нам положительный результат. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто умеют любить «черненьких».

Я работаю учителем-логопедом в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. Каждое наше занятие начинается с улыбки. Занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, развитием фонематических процессов, развитием правильного речевого дыхания, совершенствованием связной речи, обогащением словарного запаса детей. Проводится работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи. В работе использую игровые методы, разнообразный наглядный материал, схемы для составления предложений и рассказов. На занятиях использую упражнения для развития общей и мелкой моторики.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне каждый день возможность находиться в мире детства, отдавая детям частичку своего сердца, все мои знания, душевные силы, все это для них. Каждый раз, когда у ребенка какое то достижение я вижу его блестящие радостные глазки и я понимаю и убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая!

Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность научить детей правильно произносить звуки родной речи. Ежедневно повышаю уровень своих знаний, это дает перспективу для успешного обучения детей, да и в жизни в целом, ведь красивая, чистая речь важнейшее полноценное развитие детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Меня как начинающего педагога, как молодого специалиста каждый день волнуют вопросы, о том, как заинтересовать ребёнка, увлечь, как сделать первые шаги в мир знаний лёгкими и запоминающимися, как вызвать желание у детей приходить на занятия к логопеду с улыбкой? Чтобы быть интересной детям, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю яркий дидактический материал, использую современные технические средства обучения, интернет ресурсы.

Работать с детьми мне очень интересно, каждый ребенок уникален. На каждом занятии я у ребенка спрашиваю как у него дела, что он делал вчера после садика, или что он делал на выходных, куда ходил с мамой? Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают интересные истории. Моё желание помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность. Я вижу в глазах детей интерес, интерес узнать что-то новое, и главное чтобы этот интерес не угас. Думаю, что самое главное в профессиональной деятельности воспитателя, учителя, учителя-логопеда не только профессиональные, но и его человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

Моя работа не ограничивается только работой с детьми, я включаю в коррекционный процесс и родителей. Активное участие родителей позволяет значительно повысить уровень речевого развития. Приятно побеседовать с родителями, которые заинтересованы успехами своего ребенка. Радует, когда результаты вижу не только я, но и родители. Помощниками в нашем совместном труде являются воспитатели, они в своей работе применяют логопедические пятиминутки (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, работают над автоматизацией поставленных звуков)

Быть логопедом для меня почётно и интересно, я каждый день учу, я каждый день учусь, и надеюсь, что мои воспитанники и дальше будут радовать меня своими достижениями в освоении красивой и правильной речи.

" />

Чему учит логопед в детском саду?

Чему же учит логопед? Многие думают, что логопед – это тот, кто учит правильно произносить звуки. Но постановка звуков – далеко не всё, чем он занимается.

Логопед в детском саду обследует речь детей, выявляет уровень речевого развития каждого ребенка, ведет наблюдение за речью воспитанников на протяжении всего их пребывания в детском саду.

Задача логопеда – помочь воспитаннику вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Основными задачами логопедических занятий являются:

1. Развитие понимания речи.

2. Обогащение, активизация словарного запаса речи.

3. Совершенствование грамматического строя речи, формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения.

4. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

5. Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму.

6. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказы-описания.

7. Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Нужно помнить – чем раньше обратиться к логопеду, тем более успешным будет эффект!

Кто же это ЛОГОПЕД

Кто же это ЛОГОПЕД –
То ли МЕД, а то ли ПЕД?
Он немного воспитатель,
Детских душ он врачеватель
Он немножечко психолог,
Иногда и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чём секрет его труда?
Будет речь красивой? ДА!!!

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику                        

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста; 
показ взрослым упражнения; 
выполнение упражнения детьми перед зеркалом; 
контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки; 
выполнение упражнения без зеркала (если это возможно). 
В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

"Окошко" широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка" улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка" с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) 

"Заборчик" улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр" губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек" улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке прикососать широкий язык к нёбу

"Киска" губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку" губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка" вытянуть губы приоткрыть рот процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит" губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт" вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают" языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

"Орешки" рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели" улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы

"Часики" улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик" улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"улыбнуться
открыть рот широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Шарик"надуть щёки сдуть щёки

"Гармошка"улыбнуться сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"улыбнуться открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"на кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота""вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 
1:17
 
0:53
 
1:12
Развитие речиАвтобус 
 
1:25
Развитие речиБабочки 
 
1:19
Развитие речиНачнём урок 
 
1:08
Развитие речиРаз, два, три 
 
0:51
Развитие речиА мы скажем 
 
1:43
Развитие речиНу-ка, повторяйте 
 
0:03
Развитие речиМячик мячик, мой дружок