Организация питания детей в детском саду
С 01.01.2018г. функция приготовления пищи на пищеблоке передана аутсорсеру ООО КП "Белокатайский" (Чишмы). Пищеблок укомплектован следующими кадрами: 2 повара, кухонный рабочий. Работники пищеблока своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение. Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками, администрацией ДОУ. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом аутсорсера. Скоропортящиеся продукты фиксируются поваром в журнале «Бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок». Детский сад работает по утвержденному 10-ти дневному меню с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания. Рацион питания разнообразен как за счет расширения ассортимента продуктов, так и за счет разнообразия блюд, готовящихся из одного продукта. При разработке меню учитывают возрастные группы: 1,2 -3 лет и 3-7 лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших детей. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам.. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией, в состав которой входят медработники, заведующий, повара, старший воспитатель, представитель родительского комитета и делается соответствующая запись в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.
Контроль над питанием осуществляет: заведующий, медицинские сёстры, бракеражная комиссия.
Стоимость оплаты питания одного ребенка, по постановлению Администрации муниципального района Белокатайский район № 114 от 30.01.2020г. года составляет:
· в группе раннего возраста - 75 рублей в день;
· дошкольных группах – 75 рублей в день.
Родители часто озадачены вопросом питания ребенка в детском саду, оказавшись под давлением стереотипа о пресной «столовской» пище, знакомой им самим еще с детства. Каковым же оказывается их удивление, когда ребенок дома начинает просить то, чем его кормили в детском саду . Секрет этой любви прост: мы подбираем меню с особым вниманием и пониманием детских предпочтений в еде. Ежедневно на стол наших маленьких воспитанников попадают только самые вкусные и полезные блюда домашней кухни, любимые даже самыми большими привередами. Мы также стараемся прививать культуру приема пищи, обучая малышей этике поведения за столом и прививая правильный режим питания.
ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ КАК В САДИКЕ
За плов и котлеты,
И сытые животики наши,
За самые вкусные в мире обеды-
СПАСИБО мы дружно вам скажем!
Основная цель: удовлетворение физиологических потребностей воспитанников в основных пищевых веществах и энергии.
Основными задачами являются:
- обеспечение сбалансированного питания воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении;
- выполнение натуральных норм на продукты питания воспитанников на 95-100%;
- повышение качества работы по организации питания в Учреждении;
- организация системы работы по снабжению продуктами питания Учреждения;
- питание организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем, рассчитанным не менее чем на 20 дней, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для воспитанников всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях;
- при распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в Учреждении 12 часов, используется следующий норматив: завтрак – 20 - 25%; обед – 30-35%; полдник 10-15%.
Примерный суточный объем пищи отдельных блюд (г, мг):
Блюдо | 1,5-3 года | 3-7 лет |
---|---|---|
Каша или овощное блюдо на завтрак или ужин | 150 | 200 |
Кофе, чай и др. напитки | 180 | 250 |
Первое блюдо на обед | 150 | 200 |
Котлеты, фрикадельки | 60 | 80 |
Гарниры | 120 | 150 |
Компоты, кисели, желе | 150 | 200 |
Салаты | 40 | 60 |
Хлеб пшеничный / ржаной | 70/30 | 110/60 |
Свежие фрукты | 100 | 200 |
Булочка, выпечка, печенье, вафли | 60 | 90 |
Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день):
Возраст детей | Энергетическая ценность (в ккал) |
Белки (в граммах) | Жиры (в граммах) | Углеводы (в граммах) | |
---|---|---|---|---|---|
всего | в т.ч. животные | всего | всего | ||
до 3 лет | 1540 | 53 | 37 | 53 | 212 |
3-7 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 272 |
Нормы питания детей в детских яслях, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка):
Продукты | Для детей в возрасте | В санаторных дошкольных учреждениях | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
до 3 лет | от 3 до 7 лет | ||||||
в учреждениях с длительностью пребывания | |||||||
9-10,5 часов | 12-24 часов | 9-10,5 часов | 12 часов | 24 часа | до 3 лет | от 3 до 7 лет | |
Хлеб пшеничный | 55 | 60 | 80 | 110 | 110 | 70 | 110 |
Хлеб ржаной | 25 | 30 | 40 | 60 | 60 | 30 | 60 |
Мука пшеничная | 16 | 16 | 20 | 25 | 25 | 16 | 25 |
Мука картофельная | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Крупа, макар. изделия | 20 | 30 | 30 | 45 | 45 | 35 | 45 |
Картофель | 120 | 150 | 150 | 220 | 220 | 150 | 250 |
Овощи разные | 180 | 200 | 200 | 250 | 250 | 300 | 300 |
Фрукты свежие | 90 | 130 | 60 | 60 | 150 | 250 | 350 |
Фрукты сухие | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 | 15 | 15 |
Кондитерские изделия | 4 | 7 | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 |
Сахар | 35 | 50 | 45 | 55 | 5 | 50 | 60 |
Масло сливочное | 12 | 17 | 20 | 23 | 25 | 30 | 35 |
Масло растительное | 5 | 6 | 7 | 9 | 9 | 6 | 10 |
Яйцо (штук) | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 |
Молоко | 500 | 600 | 420 | 500 | 500 | 700 | 700 |
Творог | 40 | 50 | 40 | 40 | 50 | 50 | 75 |
Мясо | 60 | 85 | 100 | 100 | 100 | 120 | 160 |
Рыба | 20 | 25 | 45 | 50 | 50 | 25 | 70 |
Сметана | 5 | 5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Сыр | 3 | 0 | 0 | 5 | 5 | 10 | 10 |
Чай | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Кофе злаковый | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Соль | 2 | 2 | 5 | 5 | 8 | 5 | 8 |
Дрожжи | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Организация питьевого режима в МАДОУ ЦРР д/с "Солнышко" и филиале "Детский сад "Светлячок"
- Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде.
- Питьевой режим детей в ДОУ целесообразно организовывать с использованием расфасованной в емкости (бутилированной) питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». При этом для организации питьевого режима в дошкольных учреждениях должна использоваться вода, которая относится, в соответствии с указанными санитарными правилами, к водам высшей категории (по показателям эстетических свойств, безвредности химического состава и физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава). Температура питьевой воды, даваемой ребенку, должна быть 18-20 С.
- Воду дают ребенку в стеклянных или керамических стаканов (чашек, кружек). При этом чистые стаканы ставятся в специально отведенном месте на специальный промаркированный поднос (вверх дном), а для использованных стаканов ставится отдельный поднос. Мытье стаканов осуществляется организованно, в моечных столовой посуды. Допускается использовать для этой цели одноразовые пластиковые стаканчики.
- В качестве питьевой допускается использование кипяченой воды. Кипячение осуществляется на пищеблоке в специально отведенной емкости. Обработка емкости для кипячения осуществляется ежедневно в конце рабочего дня. Контроль за наличием кипяченой воды в группе осуществляет помощник воспитателя. Контроль за соблюдением питьевого режима в летний период осуществляет старшая медицинская сестра.
Вы спрашиваете? - Мы отвечаем!
Как и где готовят в детском саду?
Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.
Как едим?
Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье — компот. Детям дают кисломолочные продукты , обязательно — рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года.
Особенности питания ребенка в период адаптации:
Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
Будет ли малыш есть в детском саду?
Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть не комфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.
Первый день в саду:
Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить